Природа на земле представляет собой огромную сложную систему (сообщества растений, животных, экосистемы). Острота современных экологических проблем выдвигает перед педагогами задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств.
Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, педагоги нашего детского сада целенаправленно воспитывают у дошкольников чувство ответственности за состояние окружающей среды. Цель экологического образования детей дошкольного возраста – становление у воспитанников научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания детей дошкольного возраста. Общаясь с ней, изучая её объекты и явления, дети старшего дошкольного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность её познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.
Поэтому, на основе накопленных фактических знаний, дошкольники подводятся к мысли, что природа – среда и необходимое условие жизни человека: в природе он отдыхает, наслаждается красотой природных объектов и явлений, занимается спортом, трудится; из неё он получает воздух, воду, сырьё для изготовления продуктов питания, одежды и т. д.
Необходимым элементом формирования бережного отношения к природе является целостный аспект, раскрывающий многообразную роль природы в жизни человека. Так, на занятиях по художественной литературе воспитатели подчёркивают эстетическую сторону охраны природы родного края, развивают умение детей эстетически воспринимать красоту природы. Эта же задача решается и при обучении изобразительному искусству.
Одним из любимых писателей у старших дошколят стали произведения Виталия Бианки: «Лесная газета», «Лесные детёныши», «Приключения Муравьишки» и другие сказки. Для более детального ознакомления с творчеством этого писателя воспитанники старшей группы «Жарки» 21 августа 2023 г. посетили детскую библиотеку с. Краснотуранск, посмотрели тематический мультипликационный фильм, приняли активное участие в викторине и нарисовали рисунки.
В продолжение темы 24 августа 2023 г. воспитатель Шмелева Ольга Ивановна провела развлечение для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста «Нарисуем на асфальте разноцветный луг!». В начале мероприятия дошкольникам воспитатель поставила вопрос: «За что вы любите лето?» Последовали дружные разные ответы. Также дети прочитали стихотворение Сурикова, загадали загадки о цветах (одуванчике, незабудке, васильке и др.). Потом воспитанники с любопытством слушали рассказ о цветах, их роли в жизни человека. Импровизация стихотворения Г. Галина «Весёлый бал» детьми старшего возраста более детально познакомила с насекомыми. Затем все дошколята «превратились» в кузнечиков на весёлой физкультурной минутке. С цветами в руках дошкольники в стихотворной форме напомнили всем, какого цвета бывают луговые цветы. В завершении данного развлечения под музыку дети нарисовали цветными мелками на асфальте луговые цветы и насекомых.
Мероприятие для воспитанников прошло ярко и эмоционально, оно было познавательным для детей!