В марте 2023 г. педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения стали участниками ряда мероприятий по повышению квалификации:
— аналитического семинара по теме «Дидактические пособия по развитию речи дошкольников»; его провела Аксенова Валентина Егоровна, воспитатель;
— обучающего семинара «Профориентационные сюжетно-ролевые игры – средство реализации задач ранней профориентации»; провела Цура Елена Михайловна, воспитатель;
— консультации «Организация и проведение тематических праздников и развлечений по ознакомлению с профессиями взрослых. Из опыта работы.»; её провела Шмелева Ольга Ивановна, воспитатель.
Ведущие данных мероприятий сообщали коллегам теоретические знания, обучали практическим умениям, демонстрировали презентации, обобщали свой опыт работы с воспитанниками.
Аксенова В.Е. познакомила присутствующих со своими эстетично выполненными яркими, привлекающими внимание воспитанников пособиями:
— по мнемотехнике – для развития связной речи дошкольников;
— Слоговые домики – для закрепления представлений о слоговом составе слов, совершенствования умения выделять заданный слог в слове;
— Цветик-семицветик – для обогащения словарного запаса, развития связной речи, используя серию сюжетных картинок;
— Прочитай по первым буквам,– складывание ребусов – для стимуляции мыслительных способностей, формирования навыка чтения и фонематического анализа;
— Фразовый конструктор – для обучения построению двухсловных и трёхсловных предложений, актуализации накопленного пассивного и активного словаря, формирования связности и чёткости высказывания;
— Круги Луллия – для совершенствования артикуляционных способностей детей, совершенствования навыков звукового анализа, обучения грамоте;
— Дыхательные тренажёры – для формирования у детей умения и навыка правильного физиологического и речевого дыхания; развития силы, продолжительности, постепенности и целенаправленности дыхания;
— Кубик Блума – для развития критического мышления;
— Рюкзачок знаний – для развития познавательной и речевой деятельности дошкольников;
— Лепбук по теме «Народные промыслы» – игрушка, содержащая много интерактивных вещей: различных скрытых интересных элементов, которые раскрывают себя при взаимодействии,– для получения, расширения и закрепления знаний по теме;
— многофункциональное дидактическое пособие «Коробочка с сюрпризом» или «Меджик-бокс» – для познавательного и речевого развития дошкольников через дидактические игры.
В заключение Валентина Егоровна сказала, что данные дидактические пособия для речевого развития воспитанников являются частью развивающей предметно-пространственной среды группы и создают условия для активизации речевой деятельности.
Цура Е.М. напомнила, что подавляющее большинство сюжетно-ролевых игр с дошкольниками посвящено изображению труда людей разных профессий, а значит, такие игры – это не только ведущая деятельность детей дошкольного возраста, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации. Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, не даёт новых знаний. В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребёнка опыт, посредством которого эти знания ребёнком присваиваются. В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра профориентационного характера постепенно усложняется по содержанию. В старших возрастных группах педагог совершенствует с дошкольниками игры, в которых отражены отдельные профессии: продавец, почтальон, актёр, врач, водитель, лётчик. В методически верно организованной игре воспитателем его воспитанники воспроизводят не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. Также педагог поддерживает и развивает организацию игр с детьми в профессии родителей.
Шмелева О.И. в своей консультации сообщила, что проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. Поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Формирование представлений у детей дошкольного возраста о мире труда и профессий эффективно проводить через ознакомление с профессиональными праздниками. На таких мероприятиях развивается эмоционально-положительное отношение к человеку труда, формируется представление о труде, как ценности общества, основы достойной и благополучной жизни страны, семьи и каждого человека.
Таким образом, проведённые мероприятия в дошкольном учреждении с педагогическим коллективом позволили обсудить актуальные вопросы педагогики, перенять позитивный педагогический опыт, совершенствовать навыки и умения анализировать деятельность своих коллег.