С появлением первых автомобилей люди осознали, что движение на дороге необходимо регулировать. Сейчас, кажется, что правила дорожного движения были всегда.
Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Воспитание грамотного, культурного участника дорожного движения – процесс длительный и сложный. В младшем возрасте я учила детей различать транспортные средства, знакомила с понятиями «улица», «дорога», с работой водителя, со светофором; формировала представления об окружающем пространстве, ориентировании в нём. В настоящее время в средней группе знакомлю воспитанников с местами движения машин и людей, рассматриваем иллюстрации с изображением светофора. Полученные знания закрепляются в дидактических играх: «Найди свой цвет», «Хорошо – плохо», «Собери светофор». Дорожное движение требует от ребёнка большого внимания, поэтому значительное место отвожу играм на развитие внимания: «Что изменилось», «Кто ушёл?», «Сделай, как было» и др. Во время прогулок обращаю внимание детей на движение пешеходов, транспорта; расширяю представление дошкольников: улица широкая или узкая, по проезжей части движутся машины, рассматриваем переход («зебра»).
Постепенно у дошколят накапливается определенный двигательный опыт, обогащается словарный запас, воспитываются навыки пространственной ориентировки. Постепенно подвожу детей к усвоению Правил дорожного движения, побуждаю их активно пользоваться словами, обозначающими направление и местоположение предметов. Продолжаю знакомить воспитанников с дорогой, улицей, тротуаром, некоторыми видами транспорта. Они узнают, что пассажиры ездят на легковых автомобилях, автобусах, трамваях, троллейбусах. Грузы возят на грузовых машинах, автомобилем управляет шофёр. Новым для детей стал разговор о разнообразии пешеходных переходов: наземном, надземном и подземном. Провела определенную работу по ознакомлению с дорожными знаками: «Дорожные знаки – наши друзья! Они помогают водителям и пешеходам ориентироваться на дороге».
Любое правило, изложенное скучно, неинтересно, назидательно с трудом воспринимается ребёнком. Поэтому, я с детьми провожу игры по ПДД: «Займи своё место», «Три чудесных цвета», «Хозяин перекрестка»; разучиваю весёлые стихи, читаю им сказки о ПДД «Пластилиновая ворона», «Запасное колесо», «Светофорчик Светик», «Дорожная сказка о непослушных братьях – поросятах» и др., разгадываем загадки, где заложены мысли, правила, поучения, которые необходимо внушить ребёнку.
Полученные знания воспитанников я закрепляю и расширяю в повседневной жизни детей. Так, 9 февраля 2022 г. для детей организовала мероприятие «Ребёнок – главный пассажир, пешеход и водитель». Цель мероприятия: продолжение знакомства дошкольников с правилами дорожного движения, с сигналами светофора, со знаками дорожного движения. Дошколята в первой игре «Вопрос – ответ» объясняли: кто является пешеходом, пассажиром, водителем; что такое перекрёсток, тротуар, «зебра»; что означают сигналы светофора? Весёлая игра «Светофор», игра «Да – нет», эстафета на самокатах, игра «Самый быстрый водитель», разгадывание загадок – никого не оставили равнодушными. Игры прошли весело, задорно, с отличным настроением. Завершающим этапом мероприятия стала подвижная игра «Найди дорожный знак по описанию», в которой дети показали хорошие знания по классификации дорожных знаков, какие знаки относятся к предупреждающим, запрещающим, знакам сервиса, информационным. Затем ведущая в форме сотрудника ГАИ Ольга Ивановна Шмелева, воспитатель средней группы, угостила воспитанников сладостями.
662660, Российская Федерация, Красноярский край, с. Краснотуранск, ул. Юности, 34 «а»