Калейдоскоп профессий
Сегодня в России отмечается дефицит рабочих кадров. Одной из причин этого является снижения престижа рабочих профессий, профессий в социально важных сферах: образовании, медицине, сельском хозяйстве, правоохранительных органах и др. Наблюдается также, что молодое поколение ориентировано на социальные сети. Соцсети порой несут информацию о лёгком заработке без освоения профессии. Поэтому очень важно, как можно раньше дать ребёнку верное представление о месте человека в обществе, о необходимости в будущем приобрести профессию, о важности профессий из разных сфер жизни общества. И, в первую очередь, познакомить детей с профессиями своих близких, своего окружения, своего родного села, района, края. Это нужно и для того, чтобы позже в подростковом возрасте, ребёнок смог проанализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.
Поэтому, проблема ранней профессиональной ориентации дошкольников является актуальной для нашего педагогического коллектива. В связи с этим в детском саду организована педагогическая практика с детьми старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) «Калейдоскоп профессий». Эта большая сюжетно-ролевая игра формирует у воспитанников начальные представления о профессиональной деятельности, их допрофессиональное самоопределение.
Педагогической практике предшествовали беседы с дошкольниками и квест- игра «Мир профессий». Проведённая работа позволила дать детям начальные и разнообразные представления о профессиях.
Будучи вовлечёнными в сюжетно-ролевую игру у воспитанников есть возможность принят на себя роли: фотографа, цветовода, швеи, эколога, учителя, парикмахера, переводчика с английского языка, мастера прикладного искусства, медицинского работника, полицейского.
Таким образом, данные мероприятия формируют у детей эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру, развивают интегративные качества для более осознанного выбора будущей профессии.
В ходе реализации педагогической практики дошкольники 5 – 7 лет смогут достичь следующих результатов:
– знать о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
– называть профессии разных сфер экономики;
– различать профессии по существенным признакам;
– называть профессионально важные качества представителей разных профессий;
– выделять структуру трудовых процессов (цель, инструменты, трудовые действия, результат);
– объяснять взаимосвязь различных видов труда и профессий;
– объяснять роль труда в благополучии человека;
– иметь представление о семейном бюджете и назначении денег;
– моделировать в игре отношения между людьми разных профессий;
– участвовать в посильной трудовой деятельности взрослых;
– демонстрировать осознанный способ безопасного поведения в быту.