В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие» сформулированы задачи по формированию позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества.
Работа воспитателей нашего ДОУ по данной теме заключается в том, чтобы сформировать у детей первоначальные представления о людях разных профессий, чтобы воспитанники, находясь на ступени дошкольного детства, смогли самоопределиться. Для этого в детском саду созданы необходимые условия – соответствующая организация развивающей предметно-пространственной среды.
Что такое профессиональная ориентация? Это мероприятия, направленные на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующем его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Дошкольник трёх лет уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребёнка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. В нашем детском саду мы знакомим воспитанников с многообразием профессий. Эти элементарные знания помогают дошкольникам расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек.
Воспитатели старших возрастных групп ставят перед собой следующие задачи работы с детьми:
1. Углубить представления дошкольников о разнообразии сельскохозяйственных и рабочих профессий как особенности профессиональной деятельности нашего края.
2. Создать условия для включения полученных представлений о труде взрослых разных профессий в самостоятельную деятельность воспитанников.
3. Формировать у детей представления об элементарных профессиональных действиях, практические навыки безопасного использования предметов труда.
4. Расширять представления о труде людей разных профессий, показать результаты труда, их общественную значимость.
5. Развивать у детей познавательную активность, словарный запас по данному направлению.
Информацию о профессиях воспитанники получают во время образовательного процесса в детском саду: экскурсии (в детскую библиотеку, пожарную часть), виртуальные экскурсии, наблюдения, чтение художественной литературы, обсуждения, рассматривание картинок, проведение театрализованных, кукольных представлений, сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр, занятий по овладению определенными умениями, элементами трудовой деятельности. Опыт работы показывает, что экскурсия может заменить серию занятий, так как она расширяет кругозор, прививает навыки общественного поведения.
Дети в играх часто подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивая себе роли воспитателей, врачей, строителей, машинистов и т. д. Ярко выраженная склонность дошкольников к определённым ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребёнка.
Таким образом, педагогами детского сада формируется у воспитанников система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. Раннее начало подготовки детей к выбору будущей профессии заключается в том, чтобы познакомить дошкольников с различными видами труда, чтобы облегчить им самостоятельный выбор в дальнейшем. Мы развиваем у детей веру в свои силы, путём поддержки их начинаний: в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретут дошкольники в детстве, тем лучше они будут знать, и оценивать свои возможности в старшем возрасте.
Будущее детей-дошколят предугадать трудно – впереди ещё школьные годы. Надеемся, что в результате такой многоплановой работы многие ребята в будущем выберут профессию, которая позволит им чувствовать себя счастливыми и востребованными.
Информация о проведённых мероприятиях по профориентации
в декабре 2021 г. в МБДОУ «Детский сад № 1 «Берёзка»» с. Краснотуранск
со старшими дошкольниками
№
п/п |
Пропаганда (проведение) | |||
Возрастная группа |
Дата проведения | Форма мероприятия | Кол-во участников | |
1. | Подготовительная к школе группа
(6 – 7 лет)
|
01.12 | Книжная выставка и обзор художественной литературы на тему «Путешествие в мир профессий».
Задача: Формировать представления о трудовой деятельности у дошкольников посредством художественной литературы. |
15 |
2. | 03.12 | Игровая ситуация «Весёлые поварята».
Задача: Формировать представления у воспитанников о труде взрослых и его социальной значимости. |
16 | |
3. | 07.12 | Экскурсия в библиотеку.
Задачи: Познакомить детей с профессией библиотекаря; заинтересовать дошкольников вместе с родителями на регулярное посещение библиотеки. |
16 | |
4. |
Старшая группа
|
01.12 | Чтение художественной литературы. Сказка Липсиц И. «Удивительные приключения в стране «Экономика».
Задача: Формировать первоначальные представления у воспитанников о труде, как экономической категории. |
16 |
5. | 03.12 | Конкурс рисунков по теме «Я мечтаю стать?..»
Задача: Познакомить детей с трудом людей творческих профессий: художник, писатель, композитор. |
17 | |
6. | 06.12 | Экскурсия в медицинский кабинет.
Задача: Расширять представления дошкольников о труде взрослых. |
18 |