На протяжении всего дошкольного периода воспитатели осуществляют ознакомление детей с разнообразными видами профессиональной деятельности взрослых. Учитывая особенности восприятия детьми явлений окружающего мира, в методических разработках для педагогов дошкольных образовательных учреждений прослеживается следующая логика: сначала дошкольников знакомят с профессиями работников детского сада, затем с профессиональной деятельностью людей в ближайших учреждениях и предприятиях.
В нашем детском саду в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) с профессиональной деятельностью взрослых мы продолжаем использовать большую сюжетно-ролевую игру «Калейдоскоп профессий», отражающую современные социально экономические отношения и новые профессии, связанные с элементами рыночной экономики. Участие воспитанников в сюжетно-ролевой игре расцениваем, как элементарные трудовые (профессиональные) пробы, в процессе которых у них зарождаются профессионально ориентированные интересы. В ходе профориентационной сюжетно-ролевой игры «Калейдоскоп профессий» воспроизводим производственные сюжеты, ситуации, профессиональную социальную среду, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. В процессе такой игры ранее полученные знания (в непосредственно образовательной и совместной деятельности с педагогами) о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для дошкольников опыт. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.
Сюжетно-ролевую игру «Калейдоскоп профессий» проводим один раз в две недели в заранее подготовленных игровых зонах (больница, парикмахерская, полицейский участок, школа и т.д.). В каждой зоне находится педагог («работодатель») с реквизитом, наглядностями, подготовленными дидактическими играми на тему изучения конкретной профессии и профессий смежных с ней. Воспитанники сами выбирают с какой профессией они хотят познакомиться и идут в соответствующую зону, где в течение 30 мин. в игровой форме принимают на себя роль той или иной профессии. После «работодатель» «выплачивает» заработную плату игровыми монетами (жетонами), которые дошкольники копят в течение всего учебного года.
На завершающем этапе сюжетно-ролевой игры мы предложим детям пройти индивидуально (по желанию) интерактивную тест-игру «Играй и узнавай профессии вокруг себя» (автор Рыморова М.А., воспитатель). В конце учебного года в детском саду будет организована «Ярмарка», на которой воспитанники смогут приобрести поделки, игрушки и канцелярию на «заработанные» в течение деловых игр монеты (жетоны).