Консультация для педагогов по вопросу
«Актуальность организации работы с детьми по пожарной безопасности»
22 марта 2022 г. воспитатель Ольга Ивановна Шмелева провела для коллег консультацию «Актуальность организации работы с детьми по пожарной безопасности».
Забота о сохранности детской жизни – важнейшая задача дошкольного образовательного учреждения, семьи и государства. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Повседневная жизнь требует от каждого из нас проявления активности, правильного поведения в экстремальных ситуациях, например при пожаре – является основным условием спасения.
Противопожарная безопасность – одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается дошкольник. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность взрослых – поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях.
Обучение пожарной безопасности включается в дошкольном учреждении в занятия по основам безопасности жизнедеятельности. Эта образовательная деятельность преследует задачи:
- Рассказать дошкольникам о значении огня в человеческой жизни, научить с ним безопасно обращаться.
- Объяснить причины, способные спровоцировать пожар: в быту, на природе.
- Научить основным правилам поведения при возгорании.
- Дать представление о значимой для общества опасной профессии пожарного.
- Познакомить с произведениями художественной литературы, затрагивающих тему пожара и пожарных.
- Воспитывать у дошкольников бережное отношение к собственной жизни, здоровью, способность отвечать за свои поступки, желание оказывать помощь окружающим.
- Объяснить три ключевых понятия: сам пожар, его причины и последствия.
Начинается противопожарная деятельность со второй младшей группы: воспитатель знакомит с понятием «пожар», рассказывает о его последствиях, об источниках опасности дома (утюг, горячая плита). В этом возрасте формируется начальное представление о профессии пожарного. Занятия проводятся в форме игры, с привлечением игрушек, сказочных персонажей и пр.
В средней группе полученные знания расширяются: воспитанников более детально знакомят с работой пожарной службы, уточняется понимание причин пожара, дети узнают, как правильно вести себя в случае пожара.
Старшие дошкольники уже хорошо должны усвоить действия, которые необходимы в случае возгорания, уяснить взаимосвязь различных подразделений пожарной службы (сообщение диспетчерской службе – боевой расчёт – выезд спасателей), знать её телефон. Будущие школьники уже могут назвать художественные произведения по данной тематике, способны нарисовать сцену пожара и пожарных, смастерить поделку. Обучение осуществляется через совместную и индивидуальную образовательную деятельность воспитателя с детьми. Задачи данного направления интегративно решаются через все виды деятельности. Информацию о правилах пожарной безопасности дошкольники могут получать, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и во время самостоятельной деятельности воспитанников, во время режимных моментов и совместно с семьёй.
Для ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности мы используем проектный метод. Педагоги с дошкольниками и родителями разрабатывают образовательные проекты: «Самый маленький пожарный», «История пожарной службы», «Зачем пожарному защитный шлем?», «Опасен ли огонь?», «Почему извергаются вулканы?» и другие. В реализации проектов используем разнообразные методы и приёмы: беседы, рассказы воспитателя, художественное слово (Л.В. Максимчук «Что должны знать дошкольники о пожарной безопасности?», Т.А. Шорыгина «Беседы о правилах пожарной безопасности», «Обучение правилам пожарной безопасности» и др.), рассматривание наглядно-иллюстративного материала, коллекционирование, электронные игры и многое другое. Художественное слово делает восприятие детей более эмоциональным, осмысленным. Ребятам загадываются загадки, их знакомят с пословицами, читают им стихи, рассказы, сказки. Особое внимание отводим игровому методу работы.
Для закрепления знаний, полученных детьми, регулярно организовываем экскурсии в пожарную часть № 53 с. Краснотуранск.