В нашем детском саду воспитатели подготовительной к школе (6 – 7 лет), старшей (5 – 6 лет) и средней (4 – 5 лет) групп Соседкина Людмила Петровна, Оленникова Наталья Павловна, Цура Елена Михайловна, Шмелева Ольга Ивановна, Черных Маргарита Александровна в течение 2021 – 2022 учебного года проводили работу по формированию у воспитанников предпосылок экономического образования: детьми в условиях ДОУ приобретался первичный опыт элементарных экономических отношений. Ведь дошкольникам самостоятельно не освоить эту область. Вместе с воспитателями и родителями они приобретают доступные им знания и приходят к пониманию того, какое место экономика занимает в окружающей их действительности.
Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни воспитанников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что делает этот процесс более осознанным.
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются: воспитание у детей бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь им стать самостоятельными и успешными людьми, принимающими грамотные решения.
Методы и приёмы, используемые педагогами в работе по формированию финансовой грамотности с дошкольниками 4 – 7 лет:
- комплексно-тематические занятия,
- сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры: «Супермаркет», «Пирожковая», «Банк», «Сделал дело – гуляй смело», «Занять и одолжить», «Копим и сберегаем», игра-праздник «Русская ярмарка», «Где что купить?», «Денежкин домик», «Как потопаешь, так и полопаешь», «Кому, что нужно для работы?», игра-соревнование «Мои домашние обязанности»,
- экскурсии – с целью знакомства с людьми разных профессий,
- беседы на темы: труд – основа жизни; работать и зарабатывать; как придумали деньги; какие бывают деньги; как они выглядят и откуда берутся; как деньги попадают к нам в дом; как складывается стоимость товара; реклама; тратим разумно; экономим; всё по плану,
- чтение художественной литературы (многие пословицы и поговорки содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду),
- логические и ситуационные задачи: «Как вы думаете, почему всем зайчатам хватило конфет в магазине?», «Папа дяди Фёдора сегодня получил зарплату, и вся семья решила пойти в магазин, но денег выделили только на одну крупную покупку. Маме нужна стиральная машина, папе нужна зимняя резина на машину, дяде Фёдору нужен сноуборд. На какую покупку лучше потратить деньги?»,
- проектная деятельность на темы: «Почему полезно и почётно трудиться?», «Труд – наше богатство», «Что такое экономика?», «Зачем человеку деньги?», «Почему нужно быть бережливым?»,
- викторины и конкурсы на темы «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию»,
- театрализованные постановки для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать, деньги, желания и потребности, тратить, расходовать, экономить, беречь, откладывать, копить, сберегать, план, планировать, занимать,
- моделирование: предметные модели – изображение орудий труда при знакомстве с профессиями, изображение денег и т.д.; графические модели – мнемотаблицы для составления описательных рассказов о профессии,
- просмотр фильмов познавательного содержания и мультфильмы: «Азбука финансовой грамотности» со Смешариками, «Рассказы тётушки Совы», «Фиксики» и др.
Воспитатели детского сада разъясняют родителям необходимость бесед с детьми на финансово-экономические темы, о привитии им бережного отношения к продуктам питания, вещам, игрушкам, ко всему, что создано человеком. То, что ребёнок узнает в своей семье, является основой для дальнейшего процесса обучения. Основные направления и формы работы с родителями (законными представителями):
- информационный метод – папки-передвижки (темы папок «Мы идём в магазин», «Мы планируем», «Мы копим»),
- тематические стенды, памятки по вопросам «Рассказывайте детям о своей работе», «Поход в магазин»,
- консультации, опросы, беседы по ознакомлению родителей с необходимостью воспитывать у дошкольников экономическое начало; проведение родительских собраний для выявления трудностей в усвоении детьми или родителями экономических знаний.
Таким образом, организация обучения воспитанников первоначальным экономическим представлениям, освоение основных финансовых категорий, формирование экономических умений и навыков весьма успешно осуществляется педагогами ДОУ с помощью специальных программ, методических пособий, сборников игр, художественной литературы, интернет-ресурсов.