Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС ДО – это непрерывный процесс развития детей дошкольного возраста, направленный на формирование у них экологической культуры.
Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы в ДОУ «Берёзка» с. Краснотуранск рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:
— формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
— развивать потребность в экспериментировании и исследовании объектов природы посредством создания развивающей предметно – пространственной среды;
— воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
В работе детского сада по экологическому образованию дошкольников используются пособия:
— Экологическое воспитание дошкольников, автор – составитель С.Н. Николаева;
— Труд и наблюдения в природе, составитель А.Ф. Мазурина;
— Как знакомить дошкольников с природой, составитель Л.А. Каменева;
— Уголок природы в детском саду, М.М. Марковская;
— Знакомим дошкольников с миром животных, Е.И. Золотова;
— 300 вопросов и ответов о животных, В.А. Алексеев.
В процессе экологического образования у воспитанников нашего детского сада развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, то есть личностные качества, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.
В своей работе используем организованные формы работы по экологическому воспитанию дошкольников, а также и совместную деятельность педагогов и детей.
Организованные формы работы:
– экскурсии;
– занятия (познавательные, комбинированные, комплексные);
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей
в природе.
Совместная деятельность педагогов и дошкольников:
– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы;
– целевые прогулки, походы;
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки);
– рассматривание иллюстраций в книгах, картин из жизни диких животных художников И.И. Левитана, И.И. Шишкина, и др.;
– рассказы, беседы о животных, растениях, о заповедниках, заказниках;
– сбор коллекций семян, камней, листьев;
– экологические праздники, досуги, акции;
– опыты, поисковая деятельность;
– экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций;
– игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные);
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
В каждой возрастной группе детского сада имеются в наличии игрушки, которые изображают объекты природы. Играя с ними, дошкольники имитируют привычки и образ жизни животных.
Отдельным видом работы по экологическому воспитанию является изготовление игрушек из природного материала. В процессе изготовления игрушек дошкольники знакомятся с характеристиками объектов природы, а то, что в результате такой деятельности получится красивая яркая игрушка, повышает интерес к данным занятиям.
В детском саду практикуются сюжетные игры. Воспитанники с удовольствием играют также в игры-практикумы с песком, водой, глиной и пр. В результате данных игр дошкольники познают свойства этих природных материалов.
В уголках природы дети ежедневно соприкасаются с прекрасным миром растений, учатся наблюдать, взаимодействовать с ним, ухаживать и заботиться. Большое воспитательное значение имеет труд в уголке природы. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям, дошкольники учатся бережному отношению к труду взрослых. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создать. В группах имеется детская и энциклопедическая литература природоведческого и экологического содержания, пособия для экспериментирования и другие материалы.
Работа с родителями является важнейшим аспектом в реализации экологического воспитания в ДОУ, поскольку именно семья даёт первый опыт взаимодействия с природой, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира. Совместно с родителями мы проводим экологические акции, праздники, которые формируют экологическую культуру дошкольников. Например, акции по изготовлению кормушек для птиц, уборке мусора, созданию игрушек из бросовых материалов и др.
Таким образом, в условиях ДОУ имеются все возможности для экологического воспитания дошкольников.